Атлант-М Холпи:
+375 (17) 201-01-01
+375 (29) 101-01-01 (A1)
+375 (29) 201-01-01 (МТС)

Вызов Клейменова: сделать медиа искусством

Олег Клейменов по специальности — инженер, который работал и мельником, и сценаристом, и режиссером. Сам он не стесняется этого и уверяет, что его биография — яркий пример того, как уйти от клише и найти свое призвание.

Чем знаменит?

  • принят на «ура» в Германии, Польше и России
  • создавал визуальные образы на крупнейших телеканалах
  • делал медиасценографиии для концертов звезд российской эстрады
  • делал видеоклипы и медиа – арт-инсталляции

Про поиски себя

Поступал на архитектора, изучал графический рисунок — не поступил. Через олимпиаду по прикладной математике поступал в БГУ — не поступил. Пошел на подготовительные курсы по журналистике — начал работать режиссером. Поступал к Пташуку на режиссуру кино, прошел все подготовительные курсы — не поступил. К чему я? Сейчас все популярнее становится мнение, что азы любой профессии можно получить за месяц-два детального погружения. Я с этим полностью согласен и рад, что не тратил лишнее время. Вместо этого я много снимал, участвовал в перформансах, познакомился с польскими анархистами, жил в сквоте, участвовал в захвате посольства Чехии, много путешествовал и учился жизни, не боялся ни попутного транспорта, ни новой работы, ни новых обстоятельств.

Вместе с друзьями в Минске Олег делал различные перформансы и  акции-провокации

 

Телевизор как транслятор арта

На фестивале в Берлине, прямо возле Рейхстага, представлял Беларусь своим медиа-арт-проектом. Бюджет мероприятия был невероятным, но работ настолько не хватало, что многие призовые места отдали победителям прошлого года. Это в продвинутой-то в плане искусства Германии… Творчество ради творчества мне показалось глупым и никому не нужным, решил бросить и поехал зарабатывать деньги в Москву на Рен ТВ, где делал почти все оформление в промо. Потом перешел на ТНТ, делал заставки, ролики, оформлял пафосные вечеринки арт-инсталляциями и т. д. Вызов был не только в идее, но и в сроках, в ресурсах: часто на все был день максимум, из ресурсов — комп и голова. А тебе нужно выдать что-то, что увидят миллионы, и им это должно понравиться и запомниться. Творчество, кстати, хорошо оплачивалось: в месяц я зарабатывал более 3000 долларов плюс поездки на Promax BDA, оплата обучения и различные конференции и профтусовки.

Олег работал в России, где создавал визуальные образы для крупнейших телеканалов

 

Про легкую, но ненужную славу

Когда в Минске случилась трагедия на Немиге, я был шокирован и в этом состоянии переснимал на камеру новости с телевизора, снимал похороны погибших девочек и т. д. В результате получился экспериментальный фильм — довольно странный, жуткий и наивный. Я повез его на фестиваль в Люблин (Польша): в зале полтысячи человек, все внимательно смотрят мое мрачное «творчество», большой экран кинотеатра вскрывает все недочеты кустарного производства, а я от волнения и стыда стекаю по стулу. И вдруг продолжительная овация зала, ко мне стали подходить люди, жать руку, нахваливать концепцию и монтаж. А я вспоминал этих 14-летних девочек в гробах, горе их родителей, свой страх за своих друзей и понимал, что такая слава мне не нужна: это так дешево и так просто впечатлить людей чужим горем, даже если делаешь очень искренне. Произвести впечатление чем-то положительным и прекрасным — это более сложный и часто неблагодарный труд, но это и есть мой вызов.

Олег создавал медиасценографиии для концертов звезд российской эстрады и снимал видеоклипы

 

 

Про правильное обучение

Что определяет творчество? Создание чего-то, что трогает, волнует сердце. Проблема в том, что у нас этому учат по надзирательной системе. На просмотре в Академии искусств видел, как мастер взращивал молодежь по своему образу и подобию, перекладывая на них бремя собою же пережитого и накопленного. А, например, в Гданьске в Академии искусств на просмотрах абсолютно все по-другому: парень будет показывать фотокомикс, девочка рядом — рисовать графику, еще один парень — выставлять скульптуры. Мастер помогает найти ученикам их собственный путь. И именно такие дети вырастают потом в коммерчески успешных художников, мультипликаторов, режиссеров. А наши захваленные мамами и бабушками художники выходят в мир и теряются там в ожидании мировой славы.

Медиа-арт от Олега Клейменова

 

Про зрителей и профессионалов

Какое-то время мы с друзьями занимались в Минске перформансами, делали акции-провокации на выставках и в клубах. Я увидел, как по-разному воспринимает искусство тот человек, который его делает, и тот, который на него смотрит. Это два разных мира. Мне очень нравится провоцировать людей на размышление, получать реакцию. Ведь у каждого свой бэкграунд, каждый из нас, реагируя на произведение, рассказывает о собственных мыслях и чувствах. Любой разбирается в искусстве, и, если вам не нравится Пикассо, не стесняйтесь, говорите об этом: может, он действительно дерьмовый художник. Но это решаете только вы, когда смотрите на его картину.

Другие участники проекта
Другие участники проекта